Электронная коммерция как вид экономической деятельности

Под понятием «электронная коммерция» подразумевается особый подход к ведению бизнеса, основанный на использовании информационных компьютерных систем и телекоммуникационных технологий. Т.е. различные формы деловых сделок лишены непосредственного физического контакта и осуществляются электронным способом, в частности, с помощью Интернет. Рынок электронной коммерции постепенно, но уверенно переманивает клиентов из традиционной торговли.

Составляющие электронной коммерции

Виртуальная экономическая среда с помощью специальных технологий предоставляет своим участникам следующие возможности:

  • компаниям-производителям, посредникам, поставщикам услуг – размещать в сети на специальных площадках (интернет-магазинах, досках объявлений, больших коммерческих порталах) предложения о продаже своих товаров и услуг, осуществлять обработку и учет заказов;
  • покупателям и клиентам – получать доступ к электронным каталогам товаров и услуг, находить среди них наиболее выгодные для себя предложения и оформлять заказы;
  • банкам, системам электронных платежей – проводить транзакции между покупателями и продавцами, получая прибыль с каждой операции.

Основные компоненты системы электронной коммерции:

Торговля
Чтобы заниматься продажей своих или чужих товаров сегодня не обязательно самостоятельно разрабатывать сайт, приобретать хостинг и доменное имя. Задачу можно решить с помощью социальных сетей, конструкторов сайтов, форумов, досок объявлений, аукционов и других площадок.

Обмен данными
Технология EDI (электронный обмен данными) подразумевает обмен информацией между участниками процесса торговли с помощью электронной почты, интернета, интранета, экстранета, факсимильной связи.

Денежные переводы
Наиболее распространенными способами оплаты товаров и услуг в Сети является использование электронных платежных систем (WebMoney, Яндекс.Деньги, Qiwi и др.) и перевод денег с помощью банковских карт. Оба способа позволяют в считанные минуты осуществить сделку.

Информационно-аналитические системы
Программное обеспечение, предназначенное для сбора информации и ее последующего анализа позволяет автоматизировать многие коммерческие процессы. Примером является CRM – система управления взаимоотношениями с клиентами.

Информационные услуги
Чтобы привлечь клиентов недостаточно иметь хороший продукт и организовать виртуальную площадку для его продажи. Удовлетворение информационных потребностей потребителя является решающим фактором успешного бизнеса.

Несмотря на то, что по количеству интернет-предпринимателей страны СНГ значительно уступают Западу, в последние годы можно наблюдать заметный всплеск интереса к данному аспекту экономической деятельности. Об этом свидетельствует заметный рост числа интернет-магазинов, появление компьютерных изданий, посвященных вопросам организации и ведения электронной коммерции. Такое направление бизнеса является чрезвычайно перспективным и по прогнозам аналитиков в ближайшие годы объем онлайн-продаж должен увеличиться в десятки раз.